«Коммерсантъ» узнал о проблемах с закупкой автомобилей для «Яндекс.Драйв»

Из-за истечения лизинговых контрактов «Яндекс.Драйв» вынужден возвращать автомобили собственникам, при этом закупить новые сложно из-за дефицита на рынке. По оценке издания, сервис может лишиться трети автопарка.

У оператора каршеринга «Яндекс.Драйв» подходят к концу лизинговые контракты, из-за чего сервис вынужден сокращать число автомобилей, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на рынке. Компания с января возвращает машины лизингодателям по истекающим договорам. По оценке одного из собеседников издания, в этом году оператор может потерять до 35% автопарка.

Основная лизинговая компания, с которой сотрудничает «Яндекс.Драйв», — это Major. Как пишет газета, она отказывается перезаключать контракты в пользу дальнейшей перепродажи автомобилей либо предлагает невыгодные для «Яндекса» условия.

Источник издания, близкий к «Яндекс.Драйв», сообщил, что компания испытывает трудности с покупкой новых автомобилей, в том числе из-за выросших лизинговых ставок. По словам источника на рынке, ставка выросла с 8 до 20%, кроме того, из-за дефицита машин автопроизводители прекратили выдавать квоты для сервисов каршеринга.

В Major не ответили на запрос газеты.

Представитель сервиса «Яндекс.Драйв» в разговоре с РБК заявил, что прогноз о потере автопарка «не соответствует действительности». Компания начала обновлять автопарк в начале года, но ситуация на авторынке «сильно изменилась». В «Яндекс.Драйв» добавили, что возвращение машин лизингодателю — длительный процесс, а пополнение парка сейчас привело бы к росту цен. «Сейчас «Драйв» планирует активно развивать направление подписки (долгосрочной аренды автомобилей) и удерживать цены», — сказал представитель сервиса.

Сложности при закупке новых авто есть и у других каршеринговых компаний. Они жалуются на дефицит комплектующих из-за перебоев с поставками и рост стоимости запчастей, который составляет до 20%, по оценкам собеседника «Коммерсанта» в одном из сервисов. В частности, об изменении цены комплектующих сообщили в BelkaCar. В «Ситидрайве» говорят, что у компании есть запасы запчастей и расходников на несколько месяцев.

Издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев считает, что китайские производители не смогут заместить спрос, в том числе из-за высоких цен и логистических проблем, а российские марки вряд ли подойдут для каршеринга. Эксперт отмечает, что пробег таких автомобилей обычно составляет 100–120 тыс. км за год и их приходилось списывать еще до окончания лизингового договора.

«Яндекс.Драйв» был запущен в 2018 году, его парк насчитывает более 16 тыс. автомобилей. В основном сервисы каршеринга используют наиболее популярные модели среднего ценового сегмента; у «Яндекс.Драйв» в дополнение к моделям среднего класса есть Hyundai Creta, Renault Duster, Renault Kaptur, а из более дорогих — BMW X1, Genesis G70, Audi A3, BMW 320d, Toyota RAV4, BMW 520i, Mercedes E200, Audi A6, Mercedes C180, Volvo XC60, сообщал Autonews. Кроме того, парк компании включает грузовые и электрические модели.

В марте представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин предполагал, что благодаря новому автопарку клиентам в ближайшее время хватит машин для краткосрочной аренды. «Парк у компаний каршеринга новее и требует меньшего ремонта даже с учетом того, что у автомобилей могут быть очень большие пробеги. <…> Главная проблема возникнет у тех, кому нужно будет обновлять автопарки. Скорее всего, уклон будет в сторону корейских и китайских производителей», — говорил эксперт. По словам источника Autonews в одной из компаний, сервисы в случае возникновения проблем с машинами будут отказываться от дорогих моделей и переходить на более бюджетные. Источник не исключил также, что каршеринг-сервисы начнут продавать ненужные им автомобили на вторичном рынке.

В конце марта власти Москвы в рамках мер по стабилизации экономики в два раза увеличили размер субсидий на покупку автомобилей такси и каршеринга, решение будет действовать до конца года.